Освещение автомобильных дорог — установка опор, светодиодных дорожных знаков и расстояние по ГОСТ, наружные дорожные фонари в населенны пунктах, нормы освещенности и видимости по категориям

Особенности организации

Учитывая, какова цена ошибки, в такой сфере сформировались четкие стандарты. Это нормы и стандарты качества, корректная установка опор освещения на автомобильных дорогах, расстояние между столбами, уровень и мощность источника света и многое иное. Все эти ограничения можно найти в таких правовых актах, как СНиП и в меньшей мере в СанПин. Там содержится четко выраженный регламент, прописаны конкретные цифры, лимиты, заступать за которые нельзя.

Все эти акты служат для достижения следующих задач:

  • Достаточное количество фонарей в темное время суток. То есть, не только ночью, после захода солнца, но и в вечернее время, в сумерках и иные часы, когда солнца недостаточно для полноценного ориентирования, управления транспортным средством с учетом требований безопасности.
  • Предоставление возможности для водителя вовремя заметить пешехода, другую машину, препятствие, животное и так далее.
  • Нормы ГОСТ освещения автомобильных дорог необходимы и для создания не только безопасной, но и в принципе комфортной ситуации для управления автомобилем.
  • Возможность для пешехода заметить автомобиль и вовремя среагировать на это.

https://www.youtube.com/watch?v=ytcreators

Зрение человека – это специальный механизм, который имеет адаптационные особенности. И если видимость ухудшается, то наши глаза постепенно адаптируются к этому. Зрачки расширяются, мы начинаем замечать и фиксировать объекты даже при небольшом источнике света.

Но этого недостаточно для комфортного вождения. Для того чтобы вовремя заметить угрозу, не создавать аварийную ситуацию требуется хорошее освещение трасс. Уровень по правилам должен соответствовать стандарту в два люкс.

Ведь плохая видимость на дороге может привести к плачевным последствиям, включающим человеческие жертвы.

Соответственно, все возведенные объекты, предназначенные для достижения этих задач подчиняются целому ряду критериев. А их совокупная работа должна удовлетворять текущему стандарту.

Конкретнее задачи, на которые мы указываем, звучат следующим образом:

  • Светильники при активации демонстрируют целевой и сфокусированный световой поток, направленный на необходимую площадь. Не допускаются отклонения, поток направлен строго на свой участок магистрали.
  • Необходимо осветить не только пространство вокруг самого автомобиля, но также и прилежащие зоны. Для комфортного управления транспортным средством, водитель должен иметь возможность видеть всю зону вокруг своей машины. А это и соседняя полоса, а также находящаяся в непосредственной близости часть обочины.
  • Расстояние между столбами освещения на дорогах обязательно распределено равномерно. Это полноценная система, определенный световой поток на каждом отдельном участке добивается лишь в том случае, если весь механизм работает в одном ключе. Разные диапазоны установки опор сводят на «нет» весь совокупный эффект от комплексной работы. Не должно быть темных зон, а излишне светлые просто экономически нецелесообразны.

Также в специальной документации содержится и масса иных параметров. К примеру, расстояние от опоры освещения до дороги, которое тоже строго фиксированное. Поэтому простора для самодеятельности фактически не остается.

Отдельной строкой в регламенте стоят автомагистрали. Передвижение по ним автомобилей всегда сопряжено с повышенным риском. Скорость в этом случае намного больше, соответственно, время на реакцию, принятия решения для маневра у водителя меньше. И если из-за плохой видимости этот отрезок сократиться еще сильнее, то вероятность аварийной ситуации становится высокой.

Диапазон мощности светильников

Четкие параметры установлены текущим законом, содержатся в документации СНиП и СанПин. В технической части документации особый акцент уделяется нормативам, установленным в связи с стандартами ГОСТ. К примеру, ГОСТ наружного освещения дорог и улиц в зонах повышенной опасности. А к таким зонам, если разобрать определение, относится практически каждая трасса в стране за редким исключением.

Опираясь на данные параметры, стоит учитывать и качество осветительных приборов. Они играют ключевую роль. Поэтому стоит заранее задуматься о компании, где подобная продукция будет закуплена. Если лампы и фонари не продемонстрируют светового потока необходимой интенсивности, то вся их установка будет лишена смысла изначально.

Зная этот аспект, проект Optlamps реализует осветительные приборы, которые идеально подходят под все текущие нормы ГОСТ, сохраняя и параметры номинальной мощности, цветовой температуры, яркости и что не менее важно, эксплуатационной надежности и срока службы.

Нормы освещенности проезжей части дорог и улиц в первую очередь зависят от такого параметра, как усредненное значение горизонтальных фонарей. Значения зафиксированы в обозначенной выше документации.

  • Для все магистралей, ключевых трасс, центральных улиц, которые относятся к районным, а не локальным, требования самые высокие. Это не менее шести Люмен на каждый квадратный метр дорожного полотна.
  • Если говорить об остальных дорогах, то есть тех, кто не имеет районного значения, ограничиваясь локальным, то в данном случае рамки будут более щадящими. Это уже четыре Люмена на каждый квадратный метр. Данные цифры актуально при наличии переходного типа покрытия на полотне.
  • Если тип покрытия отличается от переходного, то достаточно будет осветить проезжую часть с силой всего 2 Люмен на квадратный метр.

Но все же, если взглянуть на озвученные нормы наружного освещения дорог в населенных пунктах, становится понятно, что осветительных приборов необходимо множество даже при скромных габаритах плотна.

Не только расстояние между фонарными столбами на трассе определяет конечную мощность подсветки на том или ином участке. Технические характеристики прибора тоже играют важную роль. Так для основных и более широких путей применяются приборы с номиналом не менее 250 Ватт. Верхняя планка – 400 Ватт. А если речь идет о дорогах второстепенного значения, в том числе и проселочных, то достаточным номиналом будет и 70 Ватт.

Еще по теме  Льготная пенсия для педагогов. Об основных правилах и подводных камнях

Следует понимать, что критерий мощности электрического тока не является единственным. Он остается ключевым, но качество прибора, его предназначение, специфика, автоматизация и возможность удаленного оповещения о выходе из строя, равно как и оперативная замена – остаются также весомыми доводами в процессе выбора.

https://www.youtube.com/watch?v=ytcopyright

Сейчас широко применяется система адаптивного освещения дороги, которая способна самостоятельно изменять важные технические настройки устройства в зависимости от ситуации. Это не только надежно, но и выгодно с точки зрения экономии потребления электрической энергии. Но данная система на данный момент не является обязательной, четко обязывающих норм к ее установке нет.

дорожные светильники светодиодные

А вот к чему обязывает СНиП, так это к выбору устройств, которые смогут корректно исполнять возложенные на них задачи, не выйдут из строя по причинам повреждения, обеспечат водителям комфортное управление транспортным средством.

Итак, для достижения класса освещенности дорог, безопасности движения в условиях плохой видимости, светильники должны соответствовать следующим критериям:

  • Простое обслуживание, возможность производить его в оперативные сроки без привлечения значительных ресурсов и без отрыва либо с минимальным отрывом от функциональной деятельности.
  • Защиты от климатических факторов. В первую очередь подразумеваются осадки. А их интенсивность различается в зависимости от времени года и региона. Поэтому для универсального выбора идеальным будет параметр IP68, полная влагостойкость. Но в некоторых случаях достаточным может считаться и уровень IP67.
  • Защита от температурного воздействия. И от критически низких температур, которыми славятся зимы в стране, и от высоких. В теплое время года под прямыми солнечными лучами нагрев оборудования может быть очень интенсивным. Это не должно сказаться на функциональности.
  • Защищенность от пыли. Естественно, актуально в летнее время года. Пылевые облака легко могут подниматься на высоту источника света.
  • Экономичное отношение к энергии. Чем мощнее светильник, тем больше расстояние между опорами освещения на трассе – это логично. Иногда исходя из этого аспекта, организаторы совершенно забывают о том, что минимизация потребления электрической энергии – это важнейший фактор. А высокомощные приборы никак нельзя называть экономичными.
  • Защита от механического воздействия. В первую очередь подразумевается защита от действий вандалов или попыток порчи ввиду иных целей. Но есть и иная причина. Периодически в зимнее время года в некоторых регионах град также может оказать серьезное механическое воздействие на фонари.

6.3.1. Для наружного освещения могут применяться любые источники света (см. п. 6.1.11).

Для охранного освещения территорий предприятий применение разрядных ламп не допускается в случаях, когда охранное освещение нормально не включено и включается автоматически от действия охранной сигнализации.

6.3.2. Осветительные приборы наружного освещения (светильники, прожекторы) могут устанавливаться на специально предназначенных для такого освещения опорах, а также на опорах воздушных линий до 1 кВ, опорах контактной сети электрифицированного городского транспорта всех видов токов напряжением до 600 В, стенах и перекрытиях зданий и сооружений, мачтах (в том числе мачтах отдельно стоящих молниеотводов), технологических эстакадах, площадках технологических установок и дымовых труб, парапетах и ограждениях мостов и транспортных эстакад, на металлических, железобетонных и других конструкциях зданий и сооружений независимо от отметки их расположения, могут быть подвешены на тросах, укрепленных на стенах зданий и опорах, а также установлены на уровне земли и ниже.

Еще по теме  Новые правила пропуска пешехода на пешеходном переходе

1. При обслуживании светильников с телескопической вышки с изолирующим звеном, как правило, выше проводов ВЛ или на уровне нижних проводов ВЛ при размещении светильников и проводов ВЛ с разных сторон опоры. Расстояние по горизонтали от светильника до ближайшего провода ВЛ должно быть не менее 0,6 м.

освещение дорог в населенных пунктах

2. При обслуживании светильников иными способами — ниже проводов ВЛ. Расстояние по вертикали от светильника до провода ВЛ (в свету) должно быть не менее 0,2 м, расстояние по горизонтали от светильника до опоры (в свету) должно быть не более 0,4 м.

6.3.4. При подвеске светильников на тросах должны приниматься меры по исключению раскачивания светильников от воздействия ветра.

6.3.5. Над проезжей частью улиц, дорог и площадей светильники должны устанавливаться на высоте не менее 6,5 м.

При установке светильников над контактной сетью трамвая высота установки светильников должна быть не менее 8 м до головки рельса. При расположении светильников над контактной сетью троллейбуса — не менее 9 м от уровня проезжей части. Расстояние по вертикали от проводов линий уличного освещения до поперечин контактной сети или до подвешенных к поперечинам иллюминационных гирлянд должно быть не менее 0,5 м.

6.3.6. Над бульварами и пешеходными дорогами светильники должны устанавливаться на высоте не менее 3 м.

Наименьшая высота установки осветительных приборов для освещения газонов и фасадов зданий и сооружений и для декоративного освещения не ограничивается при условии соблюдения требований п. 6.1.15.

освещение автомобильных дорог

Установка осветительных приборов в приямках ниже уровня земли разрешается при наличии дренажных или других аналогичных устройств по удалению воды из приямков.

6.3.7. Для освещения транспортных развязок, городских и других площадей светильники могут устанавливаться на опорах высотой 20 м и более при условии обеспечения безопасности их обслуживания (например опускание светильников, устройство площадок, использование вышек и т.п.).

Допускается размещать светильники в парапетах и ограждениях мостов и эстакад из негорючих материалов на высоте 0,9-1,3 м над проезжей частью при условии защиты от прикосновений к токоведущим частям светильников.

6.3.8. Опоры установок освещения площадей, улиц, дорог должны располагаться на расстоянии не менее 1 м от лицевой грани бортового камня до внешней поверхности цоколя опоры на магистральных улицах и дорогах с интенсивным транспортным движением и не менее 0,6 м на других улицах, дорогах и площадях. Это расстояние разрешается уменьшать до 0,3 м при условии отсутствия маршрутов городского транспорта и грузовых машин. При отсутствии бортового камня расстояние от кромки проезжей части до внешней поверхности цоколя опоры должно быть не менее 1,75 м.

На территориях промышленных предприятий расстояние от опоры наружного освещения до проезжей части рекомендуется принимать не менее 1 м. Допускается уменьшение этого расстояния до 0,6 м.

https://www.youtube.com/watch?v=upload

6.3.9. Опоры освещения улиц и дорог, имеющих разделительные полосы шириной 4 м и более, могут устанавливаться по центру разделительных полос.

6.3.10. На улицах и дорогах, имеющих кюветы, допускается устанавливать опоры за кюветом, если расстояние от опоры до ближайшей границы проезжей части не превышает 4 м.

Опора не должна находиться между пожарным гидрантом и проезжей частью.

6.3.11. Опоры на пересечениях и примыканиях улиц и дорог рекомендуется устанавливать на расстоянии не менее 1,5 м от начала закругления тротуаров, не нарушая линии установки опор.

6.3.12. Опоры наружного освещения на инженерных сооружениях (мостах, путепроводах, транспортных эстакадах и т.п.) следует устанавливать в створе ограждений в стальных станинах или на фланцах, прикрепляемых к несущим элементам инженерного сооружения.

6.3.13. Опоры для светильников освещения аллей и пешеходных дорог должны располагаться вне пешеходной части.

расстояние от опоры освещения до дороги

6.3.14. Светильники на улицах и дорогах с рядовой посадкой деревьев должны устанавливаться вне крон деревьев на удлиненных кронштейнах, обращенных в сторону проезжей части улицы, или следует применять тросовую подвеску светильников.

Норматив

Существуют определенные нормы и стандарты освещенности, которые обязательны для правильного подбора оборудования. В России конкретно таким документом является СНИП 23-05-95. Он постоянно пополняется и обновляется согласно современным требованиям. Самый свежий свод правил датируется 2011 годом. Он определяет следующие параметры.

Еще по теме  Как поставить телефон мужа на прослушку

Объекты

Средний параметр Еср, лк

не менее

Распределение света Емин / Еср

не менее

Класс

Расположение в городе

Пропускная способность

Федеральные автомагистрали и основные дороги города

30

0,35

А1

За пределами центра

более 10 000 ед/ч

Иные основные улицы

20

0,35

А2

За пределами центра

7 000 — 9 000 ед/ч

Центральные улицы, выходящие на магистрали

20

0,35

А3

В центре

4 000 — 7 000 ед/ч

Основные исторически обоснованные проезды

20

0,35

А4

В центре

3 000 — 5 000 ед/ч

Главные дороги и улицы районного значения

20

0,35

Б1

За пределами центра

3 000 — 5 000 ед/ч

Основные трассы города районного значения

15

0,35

Б2

В центре

2 000 — 5 000 ед/ч

Улицы с транспортным движением и пешеходные дорожки в пределах оживленных районов, исключая трассы с непрерывным движением

15

0,25

В1

Жилые комплексы за пределами центра

1 500 — 3 000 ед/ч

Транспортные и пешеходные дороги в оживленных микрорайонах

10

0,25

В2

Жилые комплексы в центре

1 500 — 3 000 ед/ч

Искусственное освещение автомобильных дорог, нормы и рекомендации

При подходе к организации процесса расстановки источников света стоит обращать внимание на основные элементы. К ним относится тип дорожного полотна, а также конкретный район расположения. Если это населенный пункт, работают одним правила, если это трасса – другие. Плотность населения также оказывает значение.

Систематика расстановок осветительных приборов имеет прямую зависимость от ширины трассы. Чем общая площадь рабочей поверхности больше, тем чаще должны располагаться опоры. Не последнее значение имеет предназначение конкретного проложенного пути. Автомагистраль нуждается в более высокой плотности светильников, чем проселочная дорога, что естественно.

В СНиП имеются и требования расстояния от опоры ЛЭП до дороги. Соответственно, необходимо рассчитать при проектировании и расположении самих линий электропередач таким образом, чтобы без нарушений законодательных норм они обеспечивали питание всех устройств вблизи дорожных путей.

На какие аспекты следует обратить внимание

наружное освещение дорог и улиц

Сформируем краткий список наиболее важных факторов, из которых следует исходить при решении вопроса проектирования и организации.

  • Возможность качественного обзора не только при недостаточном объеме солнечных лучей, но также и при полном его отсутствии. То есть, в ночное время. В том числе, и с учетом погодных условий, способных в значительной мере ухудшить видимость для водителя или пешехода.
  • Создание благоприятной и полностью безопасной ситуации для управления транспортным средством, пересечении путей в качестве пешехода. К этому аспекту относится не только физическая возможность видимости, но и комфорт при обзоре в ракурсе движения.
  • Корректный выбор осветительных приборов. Они должна обеспечивать водителей и пешеходов достаточным количеством света, чтобы они могли реагировать на маневры и контролировать всю ситуацию в целом. Особенно актуально, если речь идет об участке повышенной опасности. Своевременность реакции в таком случае имеет цену жизни человека. Также к устройствам выставляется ряд требований, связанных с их функциональными возможностями. Способны ли они в полной мере решать возложенные на них задачи. К примеру, допустимо ли их использование в качестве ламп для мокрой дороги, если климатические условия на данный момент подразумевают осадки.

Естественно, для достижения всех этих задач необходимо провести массу расчетов. Ведь комфорт и достаточный уровень освещенности – это эфемерные понятия. Которые варьируются от одной зоны к другой, зависят от трафика, площади полотна, целевого назначения и статуса опасности участка.

Поэтому это именно тот случай, где лучше будет перестраховаться. Ведь в случае нарушений ГОСТа последствия могут быть не только в форме санкций со стороны исполнительной власти, но также и в виде ДТП.

Основные выводы

Решение задач достаточной освещенности на дорогах – это работа, которая не терпит никаких рисков. Как и в деятельности врачей, каждая ошибка тут может в буквальном смысле стоить людям жизни. Поэтому соблюдение всех правил СНиП, текущих стандартов ГОСТ – это строго обязательное требование.

https://www.youtube.com/watch?v=ytpolicyandsafety

Но важно не забывать, что конечный итог зависит не только от достижения показателей, но и качественного оборудования. Выбор хороших уличных дорожных светильников – это выбор в пользу безопасности наших граждан и защиты их жизни.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:
Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности