Права и обязанности родителей в области образования

Конституция

Конституция Российской Федерации устанавливает общие положения об образовании, которые действуют на территории всей страны. Этому посвящена  статья 43. 

Что это значит

В Конституции право на образование признано естественным и неотъемлемым в числе других прав и свобод человека. Образование можно получать бесплатно на конкурсной основе — даже в вузах. Конституция отмечает, что ребёнок должен освоить как минимум 9 классов школьной программы. В обязанности родителей в образовании входит это обеспечить.

https://www.youtube.com/watch?v=ytpolicyandsafetyen-GB

Федеральные государственные образовательные стандарты, которые упоминаются в пятом пункте, представляют собой совокупность обязательных требований к образованию различных уровней — от детских садов до курсов повышения квалификации. Их можно сравнить с нормативами в спорте или ГОСТами для продуктов. По ним пишут учебники и методички, определяют, сколько времени уделить тому или иному предмету, решают, как проводить аттестации и какие задания будут на ЕГЭ. Иначе говоря, Стандарты — это фундамент образовательного процесса.

Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) обновляются примерно раз в 10 лет. Новые ФГОС будут утверждены в конце 2019 года, а во втором квартале 2020 завершится работа по обновлению основных школьных программ. Окончательный переход на новые ФГОС запланирован на сентябрь 2021 года.

Основные принципы Закона об образовании РФ

  1. равноправие всех граждан в получении среднего, средне-специального и высшего образования;
  2. безусловная приоритетность образовательной системы как основополагающей платформы развития общества;
  3. акцент на воспитании не только грамотного, но и культурного члена социума, который бережно относится к историческому наследию, природным богатствам и общественным ценностям;
  4. перевод процесса обучения в цивилизованный правовой формат во всех деталях и направлениях;
  5. автономный светский характер всех учебных заведений, работающих на государственной и муниципальной платформе;
  6. возможность получения образования в любом возрасте представителей любых профессий
  • Статья 21 Образовательная деятельность
  • Статья 22 Создание, реорганизация, ликвидация образовательных организаций
  • Статья 23 Типы образовательных организаций
  • Статья 24 Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, Санкт-Петербургский государственный университет. Категории образовательных организаций высшего образования
  • Статья 25 Устав образовательной организации
  • Статья 26 Управление образовательной организацией
  • Статья 27 Структура образовательной организации
  • Статья 28 Компетенция, права, обязанности и ответственность образовательной организации
  • Статья 29 Информационная открытость образовательной организации
  • Статья 30 Локальные нормативные акты, содержащие нормы, регулирующие образовательные отношения
  • Статья 31 Организации, осуществляющие обучение
  • Статья 32 Индивидуальные предприниматели, осуществляющие образовательную деятельность
  • Статья 77 Организация получения образования лицами, проявившими выдающиеся способности
  • Статья 78 Организация получения образования иностранными гражданами и лицами без гражданства в российских образовательных организациях
  • Статья 79 Организация получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья
  • Статья 80 Организация предоставления образования лицам, осужденным к лишению свободы, к принудительным работам, подозреваемым и обвиняемым, содержащимся под стражей
  • Статья 81 Особенности реализации профессиональных образовательных программ и деятельности образовательных организаций федеральных государственных органов, осуществляющих подготовку кадров в интересах обороны и безопасности государства, обеспечения законности и правопорядка
  • Статья 82 Особенности реализации профессиональных образовательных программ медицинского образования и фармацевтического образования
  • Статья 83 Особенности реализации образовательных программ в области искусств
  • Статья 84 Особенности реализации образовательных программ в области физической культуры и спорта
  • Статья 85 Особенности реализации образовательных программ в области подготовки специалистов авиационного персонала гражданской авиации, членов экипажей судов в соответствии с международными требованиями, а также в области подготовки работников железнодорожного транспорта, непосредственно связанных с движением поездов и маневровой работой
  • Статья 85.1 Особенности реализации образовательных программ в области подготовки сил обеспечения транспортной безопасности
  • Статья 86 Обучение по дополнительным общеразвивающим образовательным программам, имеющим целью подготовку несовершеннолетних обучающихся к военной или иной государственной службе, в общеобразовательных организациях, профессиональных образовательных организациях
  • Статья 87 Особенности изучения основ духовно-нравственной культуры народов Российской Федерации. Особенности получения теологического и религиозного образования
  • Статья 88 Особенности реализации основных общеобразовательных программ в загранучреждениях Министерства иностранных дел Российской Федерации

Последняя редакция практически завершила основной этап эволюции этого основополагающего законодательного инструмента, ставшего основой эволюционной стабильности образовательной платформы в нашей стране. Внесённые изменения коснулись таких важных направлений как создание так называемых электронных школ с удалёнными уроками, ликвидацию в средних школах второй и третьей смены, снижение объёма отчетных документов педагогов.

Еще по теме  Закон РФ "Об образовании в Российской Федерации"

Внедрение общероссийского института всеобщего повышения профессионализма педагогов – ещё одно важное нововведение, позволяющее учителям постоянно совершенствовать свои знания и умения со всеми вытекающими преимуществами.

Отдельным пунктом выделена приоритетность изучения русского языка и литературы, выражающаяся в таких масштабных мероприятиях как Тотальный диктант, охватывающий все регионы России.

Кроме того, последняя редакция регламентировала следующие знаковые моменты:

  1. гимназии и лицеи отныне приравниваются к общеобразовательным школам. Это позволяет всему населению страны получать доступ к полному пакету современных программ;
  2. определена возможность составления индивидуального графика обучения для учеников, которые по тем или иным весомым причинам не могут посещать школу наравне с остальными учащимися. В частности, речь идёт о спортсменах и гастролирующих музыкантах, для которых теперь можно составлять персональные учебные программы;
  3. в законе отменяются льготы для детей-сирот при поступлении в высшие учебные заведения. Но в целях соблюдения социальной справедливости для таких детей будут организованы бесплатные подготовительные курсы;
  4. оценка работы учителей будет проводиться преимущественно в удалённом режиме без бюрократической волокиты и бумажного документооборота

Новый Закон об образовании РФ – это мощный правовой регулятор одной из самых важных социальных сфер, от прогресса которой напрямую зависит будущее страны. В дальнейшем этот законодательный акт получит новое развитие с ориентацией на инновационные технологии и быстро растущие социальные запросы.

Семейный кодекс

В Семейном кодексе есть статья 63, которая называется «Права и обязанности родителей по воспитанию и образованию детей». Она содержит два основополагающих пункта. 

Что это значит

Как видно из Семейного кодекса, права родителей в сфере образования подразумевают свободу выбора: они могут самостоятельно решать, как и где будут учиться их дети. Тем более что получение образования вне школы в России — легально. 

Еще по теме  Сдача жилья по закону: порядок действий, документы

Ключевые функции 273-ФЗ об образовании

  1. определение основных понятий образовательной системы и работающих в ней взаимоотношений;
  2. законодательное регулирование системы платного и бесплатного обучения;
  3. гармонизация всех правовых документов касающихся получения образования, преподавания, экзаменационных процессов, льгот и привилегий для учащихся и педагогов;
  4. формирование правовых гарантийных обязательств, позволяющих гражданам страны обучаться в рамках свободы личного выбора;
  5. определение возможностей иностранных граждан в российской образовательной системе;
  6. дифференцирование полномочий законодательной и исполнительной власти различных уровней в данном секторе;
  7. описание вариантов стимулирования и содействия гражданам, проявляющим уникальные успехи в области обучения и преподавания;
  8. определение статуса, возможностей, прав и обязанностей профессиональных преподавателей, учеников, родителей и опекунов;
  9. полное описание структуры и принципов работы образовательных отношений;
  10. правовое определение и регулирование социальных, экономических и финансовых взаимоотношений в образовательной отрасли;
  11. регламентация работы инновационного сектора в системе обучения и преподавания

Реализация образовательных процессов в рамках описанных функций и правил предоставляет возможность перевести всю систему на рельсы интенсивного бесконфликтного развития. Правовой аппарат, предлагаемый законом, охватывает все ключевые процессы и догмы, позволяя участникам образовательных отношений в полной мере пользоваться принципами равноправия, справедливости и гуманности.

Закон «Об образовании в Российской Федерации»

В этом Федеральном законе права родителей несовершеннолетних в сфере образования описываются в четвёртой главе. Основной текст закона посвящён правам самих обучающихся, а вот что говорится о родителях. 

Согласно закону, родители обязаны «заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребёнка». Органы власти и образовательные организации призваны помогать родителям. 

Обязанность обеспечить получение детьми общего образования также возлагается на родителей. 

Если ребёнок учится в школе, родители должны подчиняться внутреннему распорядку образовательной организации. 

Права и обязанности родителей в области образования

В обязанности также входит уважение чести и достоинства работников школы и других обучающихся. 

Закон, как и Семейный кодекс, позволяет родителям выбирать формы получения образования для детей, в том числе семейную: они могут «дать ребёнку дошкольное, начальное общее, основное общее, среднее общее образование в семье». С 1 по 9 класс такое образование называется семейным, а в 10-11 — самообразованием.

При этом ребёнок вправе вернуться с домашней формы обучения на очную в любой момент. 

Еще по теме  Закон Об Образовании в РФ n 273-ФЗ

Можно ознакомиться с уставом образовательной организации и всей учебно-программной документацией, а также запросить лицензию на образовательную деятельность и свидетельство об аккредитации, если те не опубликованы на сайте. Родителей должны уведомлять о любых обследованиях (например, психологических), которые проводятся у школьников, и получать от них согласие либо отказ.

Согласно Федеральному закону «Об образовании», права родителей включают в себя право на участие в школьной жизни, но только в соответствии с внутренним распорядком.

Мама и папа могут отстаивать права обучающегося методами, не противоречащими нормам права и морали. 

Что делать, если права ребёнка нарушаются

Согласно статье 45 закона «Об образовании в РФ», родители направляют обращения о нарушении своих и детских прав в комиссию по урегулированию споров между участниками образовательных отношений. 

https://www.youtube.com/watch?v=ytcreatorsen-GB

                                                              Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»

К сожалению, права школьника нарушаются нередко. Типичная ситуация: ученика не пустили на урок по причине опоздания или отсутствия школьной формы. Скорее всего, оба случая действительно являются нарушениями локального устава школы, но педагог не имеет права наказывать за них недопуском до занятия. Если ученик не был допущен на урок, то родители могут написать жалобу директору школы, в управление образования с ходатайством о проведении дисциплинарного расследования, в прокуратуру.

Часто детей привлекают к так называемым субботникам — генеральной уборке класса, здания школы, территории. Но в статье 34 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» говорится: «Привлечение обучающихся без их согласия и несовершеннолетних обучающихся без согласия их родителей (законных представителей) к труду, не предусмотренному образовательной программой, запрещается». Если родитель не давал согласия, это правонарушение, и необходимо написать жалобу на имя директора.

Иногда права родителей и детей на семейном образовании нарушаются, когда школа отказывает хоумскулеру в прикреплении. По закону любая лицензированная и аккредитованная школа обязана принять ученика на семейной форме обучения, если это не противоречит её локальным актам. На практике это порой нарушается.

‍С этим документом и просьбой привести устав школы к соответствию федеральному законодательству обратитесь в районный отдел образования или департамент по образованию вашего региона. Ведь все образовательные учреждения должны подчиняться закону «Об образовании», а в нём чётко зафиксировано право обучаться в семье и сдавать аттестации экстерном (статьи 17 и 34 соответственно).

Резюме

Права и обязанности родителей в образовании, а также самих обучающихся регламентируются Конституцией Российской Федерации, Семейным кодексом, Федеральным законом «Об образовании в РФ» и локальными актами образовательных организаций. 

Родители имеют право выбирать форму обучения для своего ребёнка. В России можно получать образование вне школы. 

https://www.youtube.com/watch?v=ytpressen-GB

Если права нарушаются, можно написать жалобу на имя директора, обратиться в комиссию по урегулированию споров между участниками образовательных отношений или прокуратуру. 

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:
Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности