Профессиональный стандарт контрактного управляющего

Профстандарт специалистов в сфере закупок

Профстандарт на контрактного управляющего сейчас предоставлен двумя Приказами Минтруда от 10.09.2015 № 625н и № 626н. Разница между ними в том, что первый разработан для специалистов, а второй — для экспертов в закупках.

Первые занимаются всем циклом закупок, планированием, организацией и т.д. Эксперты же занимаются аналитикой, консультированием и экспертизой. Соответственно, и требования к уровням знаний, умений и навыков разные — у экспертов они более высокие.

Разберем подробнее.

Профстандарт «работник контрактной службы», или специалист в сфере закупок, утвержден Приказом Минтруда от 10.09.2015 № 625н, зарегистрирован в Минюсте 07.10.2015 № 39210, является нормативным актом, обязательным для применения.

Профстандарт «специалист в сфере закупок» разработан для тех, кто осуществляет закупочную деятельность ради обеспечения государственных, муниципальных и корпоративных нужд с целью эффективного и результативного использования денежных средств.

Профстандарт специалиста определяет четыре направления в сфере закупок:

  1. Обеспечение (уровень квалификации 5).
  2. Осуществление (уровень квалификации 6).
  3. Экспертиза результатов (уровень квалификации 7).
  4. Контроль (уровень квалификации 8).

Разберем их подробнее.

Работник, занятый в сфере закупок, должен иметь среднее профессиональное образование. Требования к опыту не предъявляются.

Права и обязанности:

  • предварительный сбор данных о потребностях, ценах на товары, работы и услуги;
  • подготовка закупочной документации;
  • обработка результатов;
  • подготовка и составление необходимой документации для размещения заказов;
  • формирование описательной части объектов заказа.;
  • мониторинг поставщиков и т. д.

Для более подробной информации можно заглянуть в единый квалификационный справочник, контрактный управляющий там проходит под кодом 26541 (Постановление Госстандарта РФ от 26.12.1994 № 367).

Для работы в этом направлении сотрудник должен иметь высшее образование по программе бакалавриата и опыт практической работы не менее трех лет в области закупок. Основные задачи и цели:

  • составление планов и их обоснование;
  • осуществление конкурсных процедур;
  • организация общественного обсуждения;
  • определение и обоснование цены контракта;
  • составление и публичное размещение отчета об объемах заказов и т. д.

Для выполнения задач работник должен иметь высшее образование по программе специалитета или магистратуры и опыт практической работы не менее четырех лет. В этом профстандарт контрактный управляющий с 2018 года не претерпел никаких изменений. Компетенции работника предполагают решение следующих задач:

  • проверка соблюдений условий контракта;
  • проверка качества предоставленных товаров, работ и услуг;
  • организация процедуры приемки отдельных этапов исполнения контрактов и создание приемочной комиссии;
  • взаимодействие с поставщиком при изменении, расторжении контракта;
  • привлечение сторонних экспертов для проверки соответствия результатов, предусмотренных контрактом, и т. д.
Еще по теме  Налог на профессиональный доход с 2019года

Для выполнения профессиональной деятельности в области контроля закупок сотрудник должен иметь высшее образование по программе специалитета или магистратуры и опыт практической работы в данной области не менее пяти лет, в том числе на руководящих должностях не менее двух лет. Основные направления деятельности:

  1. Мониторинг, аудит и контроль в сфере конкурсных процедур (не за работниками).
  2. Оценка обоснованности проведенных конкурсных процедур.
  3. Оценка эффективности обеспечения соответствующих нужд.
  4. Разработка локальных нормативных актов в сфере закупок, их адаптация к изменениям в законодательстве и т. д.

Все категории работников, занятые этим видом деятельности, должны пройти соответствующее дополнительное обучение по программе повышения квалификации или переподготовки в сфере закупок (если образование не в данной профессиональной области).

Для всех четырех направлений работы профстандарт контрактного управляющего по 44-ФЗ устанавливает единые требования к знанию законодательства РФ, в том числе гражданского, бюджетного, земельного и др.

в части применения к закупкам, а также этические нормы:

  • соблюдать конфиденциальность и этику делового общения;
  • активно бороться с профессиональной недобросовестностью;
  • не допускать конфликты на работе;
  • не совершать действий, которые дискредитируют профессию и репутацию коллег;
  • не допускать клевету и распространение сведений, порочащих иные организации и коллег (при этом в стандарте напрочь отсутствуют положения о противодействии коррупции и урегулированию конфликта интересов).

В области профессиональных навыков все работники должны знать законодательство в части регулирования закупок и уметь выполнять необходимые и соответствующие функциональные обязанности по каждому из направлений.

Руководители — к этим специалистам предъявляются высокие требования и ожидается от них высокий уровень компетенций. Стандарт утвержден Приказом Минтруда от 10.09.2015 № 626н, зарегистрирован в Минюсте 09.10.2015 № 39275. В отличие от технических специалистов, руководители занимаются:

  • консультированием;
  • экспертизой;
  • организацией работы технических специалистов.
Еще по теме  Порядок смены управляющей компании многоквартирного дома

Именно этих специалистов принято называть контрактный управляющий, требования 2019 года к ним следующие: высшее образование, стаж работы в закупках от трех лет и выше.

Консультирование

По уровню образования человек должен быть минимум бакалавром, да еще и дополнительно обученным по программе повышения квалификации в закупках. Требования к опыту — от трех лет. Знания, умения и навыки по большей части относятся к нормам права, регламентирующим сферу закупочных процедур:

  • создание и ведение баз данных;
  • расчеты степеней влияния на ценообразующие параметры;
  • составление заключений;
  • непосредственное консультирование.

Экспертиза

Чтобы соответствовать требованиям, человеку нужно иметь высшее образование (специалитет или магистратура) и пройти дополнительное обучение по работе в сфере закупок. Опыт работы необходим не менее четырех лет. Других особых условий не предусмотрено.

Аналогичной работой, по мнению составителей стандарта, занимаются бухгалтеры, оценщики, юристы, экономисты и т. д.

Подробнее можно посмотреть, чем занимается контрактный управляющий (код должности) в ОКЗ или ОКПДТР, например, в общероссийском классификаторе код этой должности 27779.

Что должен делать эксперт в закупках:

  1. Проводить экспертные оценки закупочной документации и заявок в процедуре закупки.
  2. Давать экспертную оценку при подведении итогов процедур закупок, при необходимости вести пересчет баллов.
  3. Разрабатывать методологические базы в рамках закупочной деятельности.
  4. Составлять и оформлять по результатам экспертизы документы в виде заключения.

Организация работ

Уровень образования здесь аналогичен предыдущему, а вот опыт работы должен быть не менее пяти лет непременно в сфере закупок, в том числе на руководящих должностях — от трех лет. Речь идет о руководителях в сфере закупок. Их функции и задачи:

  • распределение заданий между работниками и контроль их выполнения;
  • планирование текущей деятельности организации, подразделения;
  • осуществление контроля соблюдения условий, предусмотренных заключенными договорами на консультирование или экспертизу;
  • организация работ по контролю качества итоговых документов по экспертизе;
  • осуществление контроля рационального использования ресурсов;
  • осуществление контроля соблюдения требований охраны труда.

Должностная инструкция работника контрактной службы по профстандарту разрабатывается в каждой конкретной организации с учетом специфики деятельности этой организации, поэтому универсальной должностной инструкции не существует. За основу можно взять наш образец

Еще по теме  Срок давности исполнительного производства

Отличие программ повышения квалификации от программ профессиональной переподготовки в следующем. Если сотрудник повышает квалификацию, он совершенствует или получает новую компетенцию, либо повышает профессиональный уровень в пределах имеющейся квалификации (ч. 4 ст.

76 Закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ, далее – Закон № 273-ФЗ). Минимальная продолжительность программы в общем случае 16 часов. Но в области закупок минимальная продолжительность программ повышения квалификации – не менее 108 часов (п. 2.

3 Методических рекомендаций, направленных письмом Минэкономразвития России и Минобрнауки России от 12 марта 2015 г. № 5594-ЕЕ/Д28и/АК-553/06). Исключение составляют программы обучения руководителей организаций-заказчиков. Для них допускается минимальный срок обучения до 40 часов (п.

2.4 указанных Методических рекомендаций).

Закрепленные трудовые функции представляют собой примерно такой же перечень.

Аналогичная система классификации от минимального уровня сложности к максимальному прослеживается и здесь, их всего три:

  1. Уровень 6 — консультирование (мониторинг рынка, справки).
  2. 7 — экспертиза (в отношении процедур и исполнения контрактов).
  3. 8 — работы по консультированию и экспертизе (управление организацией, аттестация, исследование проблем).

Для минимального предела необходимы высшее, дополнительное профессиональное образование, а опыт практических навыков должен составлять не менее 3-х лет.

Для среднего уровня требуется высшее образование (специалитет, магистратура) и дополнительное профессиональное, а также не менее 4-х лет работы.

Под применением профстандарта работодателем понимается его использование «при формировании кадровой политики и в управлении персоналом, при организации обучения и аттестации работников, разработке должностных инструкций, тарификации работ, присвоении тарифных разрядов работникам и установлении систем оплаты труда с учетом особенностей организации производства, труда и управления».

Таким образом, теперь при приеме на работу, назначении на должность, направлении на обучение и т.д., кадровая служба заказчика должны опираться на введенные профстандарты. К сотруднику, выполняющему ту или иную обобщенную трудовую функцию, предъявляются в соответствии со стандартом определенные требования: Таблица 1.

Профессиональный стандарт контрактного управляющего

Российская академия народного хозяйства и государственной службы разработала профессиональный стандарт, где сосредоточила все требования к должности, образованию.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:
Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности